- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Правовые принципы, регламентирующие порядок реализации мировыми судьями своего правового статуса
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K007964 |
Тема: | Правовые принципы, регламентирующие порядок реализации мировыми судьями своего правового статуса |
Содержание
4 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ МИРОВЫХ СУДЕЙ В РОССИИ 5 1.1 Становление института мировых судей в России 5 1.2 Мировые судьи в судебной системе современной России 10 ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОГО СТАТУСА МИРОВЫХ СУДЕЙ В РОССИИ 12 2.1 Порядок назначения и прекращения полномочий мировых судей 12 2.2 Компетенция мировых судей в России 15 ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА МИРОВЫХ СУДЕЙ В РОССИИ 22 3.1 Коррупционные риски в нормативно-правовом регулировании правового статуса мировых судей в России 22 3.2 Направление совершенствования института мировых судей в России 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32 ВВЕДЕНИЕ Исследование прав мировых судей целесообразно начать с принципа современного понимания самого понятия правового статуса судьи, объяснение и пояснения его составных элементов и содержательного наполнения, поскольку современные социально-правовые явления есть внешняя объективация их исторического развития и формирования. Цель мирового судьи – предоставить охрану и защиту прав, свобод и интересов как отдельных физических и юридических лиц, так и государства в целом. Основной целью является беспристрастное осуществление правосудия. Указанная основная цель и задача, установленная перед мировой юстицией, может быть рассмотрена как часть общей задачи правосудия, которому характерна определенная индивидуальная специфика. В связи с задействованием в силу ФЗ от 17.12.1998 N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» полностью изменилась существовавшая на протяжении довольно-таки долгого времени система выборности судей. Изменился, помимо правового статуса и сам круг лиц, из числа которых могут быть назначены судьи, существенно расширился круг социальных и правовых гарантий исполнения судьями своих обязанностей. Все это, в конечном итоге, направлено на усовершенствование судебной системы, и придаванию судебной ветви власти большего авторитета и независимости. Особенно актуально, рассмотрение юридического положения мировых судей и порядок распределения и увольнения с должности судей, поскольку они являются непосредственными отправителями правосудия в государстве в связи с курсом на построение «правового» государства, со стремлением государственной власти и всего общества как можно скорее прийти в русло «цивилизованного» общества, свободного от произвола как со стороны государства, в лице его чиновников, так и от произвола криминального. Таким образом, главной предметом моего исследования – изучение правового статуса мировых судей в РФ. Задачи работы обусловлены миссией и выглядят следующим образом: - изучить исторические аспекты развитием института мировых судей в России; - охарактеризовать систему организации мировых судей в современной России; - охарактеризовать порядок назначения, а так же прекращения полномочий мировых судей; - квалифицировать компетенцию мировых судей в России; - изучить коррупционные риски нормативно-правового регулирования правового статуса мировых судей в России; - определить направление совершенствования института мировых судей в России. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие между субъектами в процессе реализации мировыми судьями своего правового статуса. Предмет исследования – правовые принципы, регламентирующие порядок реализации мировыми судьями своего правового статуса. Для достижения целей, а так же решения задач работы использован ряд методов научного исследования: диалектический метод, сравнительно-правовой, исторический, системный, формально-логической, сравнительный, социологический и др. ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ МИРОВЫХ СУДЕЙ В РОССИИ 1.1 Становление института мировых судей в России Единая судебная система Российской федерации получила от Федерального Закона ( от 1998г. 17 декабря) весьма неоднозначную для организации судебной власти фигуру – мирового судью, который вышел в качестве судьи общей юрисдикции субъектов РФ. Данный закон послужил базой для принятия законодательства субъектов о мировых судьях, учитывая что он содержал лишь общие положения, требующие конкретизации на региональном уровне. В конце 2000 года законы о мировых судьях были приняты в 2/3 субъектов Российской Федерации и после этого началась кропотливая работа по формированию организационной и процессуальной основы их деятельности. Анализ статуса и компетенции мирового судьи в царской и современной России может стать основой для такого обобщения, поскольку в пояснительной записке к Федеральному Закону «О мировых судьях в Российской Федерации» законодателем отмечено, что в разработке законопроекта учитывался уже имеющийся исторический опыт. Некоторые исследователи считают, что мировая юстиция была уже во времена Ивана Грозного.Однако, в исследованиях, которые посвящены истории развития судебной власти в России, принято отсчитывать историю мирового судейства с 60-х годы 19 века. Разумеется, задействование института мировых судей, в рамках судебной реформы 19 века, являлось важным моментом формирования судебной системы, так как затрагивало все без исключения социальных слоев российского общества интересы, обеспечивая так актуальные сегодня своевременность и доступность правосудия, минимализацию процессуального формализма для тех споров, где главным является примирение сторон. Как таковая местная юстиция появилась в России, в результате реформы 1864 года, и была отделена от общих судов, а так же была максимально приближенна к населению организационно и территориально. Такая организация «судов ограниченной юстиции» или «судов мелких исков» (как часто используется в зарубежной терминологии) с выделением от общей судебной системы, не была похожа на свои европейские прототипы и не имела аналогов в мире. В ноябре, 20 числа, 1864 года были утверждены основные акты судебной реформы: Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства, Учреждения судебных установлений , Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Новая нормативная база смогла обеспечить создание двух судебных систем: общих и местных судов. К местным относились волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей. В местной системе судов устанавливались две судебные инстанции: уездный съезд мировых судей и участковый мировой судья. Город (или уезд) в России делился территориально на несколько судебных участков, в которых образовалась должность участкового мирового судьи. Съезд мировых судей, включавший всех участковых и почетных мировых судей уезда был второй инстанцией. В четвертой главе «О должности почетных мировых судей» написано, что учреждения судебных постановлений почетный мировой судья не имел постоянного участка, но обязан производить суд и расправу по всем делам, подлежащим мировому разбирательству, в тех случаях, если обе стороны обратятся к его посредничеству. Почетные мировые судьи никакого жалования и других сумм на расходы за это не получали. Что занимательно, но Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» также предусмотрено существование почетных или добавочных мировых судей. В третьем абзаце статьи 8 Федерального Закона написано, что мировой судья, находящийся в отставке, может быть привлечен к исполнению обязанностей мирового судьи независимо от того, на каком судебном участке какого судебного района соответствующего субъекта Российской Федерации он исполнял обязанности мирового судьи до почетного ухода или почетного удаления с должности, а судья федерального суда, находящийся в отставке, - независимо от того, в суде какого уровня на территории какого субъекта Российской Федерации он осуществлял правосудие в качестве судьи федерального суда. По словам А.Ф.Кони, в России , в начальные годы функционирования мировой юстиции в составе почетных мировых судей, было немало чутких, порядочных людей: «Здесь, у «мирового», в действительности совершался суд скорый, а личные свойства первых судей служили ручательством, что он не только скорый, но и правый в пределах человеческого разумения и вместе с тем милостивый». Лицо, достигшее 25-летнего возраста, имеющее высшее или среднее образование (или стаж работы не менее 3-х лет преимущественно по судебному ведомству), владеющее землей в размере не менее 400 десятин или другим недвижимым имуществом ценою не ниже 15000 рублей, а в городах — недвижимой собственностью, оцененной для взимания налога: в столицах — не менее 6000 рублей, в прочих же городах — не менее 3000 рублей могло быть избрано мировым судьей. Требование земельного и имущественного ценза для кандидатов на занятие должности мирового судьи служило препятствием для доступа к отправлению правосудия в мировом суде для неимущих слоев населения России. В тоже время, можно положительно оценить подобные имущественные ограничения, поскольку отчасти это может косвенно обеспечивать материальную независимость мировых судей при рассмотрении споров. Несколько иные требования предъявлялись к членам окружного суда предусматривающие более высокие профессиональные характеристики, что вполне закономерно, учитывая подсудность дел мировым судьям. На сегодняшний день, согласно ст. 5 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» на должность мировых судей, как и судей районных судов, к кандидатам предъявляются равные требования: высшее юрид. образование по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция»; стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет. При этом в нынешнем судоустройстве и согласно процессуальному законодательству мировые судьи и районные суды выступают в качестве первой и апелляционной инстанции, а постановления мировых судей, не вступившие в законную силу, пересматриваются районным судьей единолично, в то время, как акты федеральных судов в апелляционном порядке проверяются коллегиальным составом вышестоящего суда, к судьям которого предъявляются более высокие требования. Такая организация судебной власти в современной России значительно снижает гарантии реализации конституционного права на судебную защиту и, на фоне приведенного исторического опыта 19 века, выглядит неудачной, юридически нелогичной и неграмотной. Как участковые, так и почетные мировые судьи избирались на три года всесословным уездным земским собранием (в столицах — городскими думами). Следует отметить, что Федеральный Закон «О мировых судьях в Российской Федерации» закрепил право выбора конкретного способа наделения мировых судей полномочиями за субъектами Российской Федерации, которые по этому вопросу принимают законы. Тем не менее варианты таких методов определены на федеральном уровне: согласно ч. 1 ст. 1 и ст. 6 Закона «О мировых судьях в Российской Федерации» мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Все субъекты Российской Федерации пошли по пути назначения мировых судей законодательным (представительным) органом субъекта федерации и не воспользовались уже имеющимся успешным историческим опытом. Мировая юстиция (как и в современной истории) была сформирована в очень короткие сроки. Была сформирована юрисдикции мировых судей. Мировой судья разбирал гражданские дела с небольшой ценой иска: гражданские споры по личным обязательствам и договорам; дела с ценой иска до 500 рублей, иски за оскорбление и обиду, гражданские дела об установлении прав на владение; семейные споры между родителями, брак которых расторгнут, о праве на воспитание детей; уголовные «проступки», предусматривающие выговоры, замечания и внушения либо денежные взыскания не свыше 300 рублей; арест не свыше 3 месяцев; заключение в тюрьме не свыше 1 года, за некоторым исключением, и др. Кроме того, согласно пункту 35 Устава уголовного судопроизводства 1864 года сверх дел, предоставленных разбирательству мировых судей по роду определенных за преступные действия наказаний, ведомству их подлежат собственно для склонения сторон к миру дела, которые хотя и влекут за собой наказания более строгие, но по закону начинаются не иначе как по жалобе потерпевших вред и убытки и могут быть прекращаемы примирением. Также согласно пункту 30 Устава гражданского судопроизводства мировой судья мог принять к своему рассмотрению «всякий спор и иск гражданский, если обе тяжущиеся стороны будут просить его о решении их дела по совести». Решения по таким делам были окончательными и только в форме мировой сделки (современное мировое соглашение), в противном случае дело передавалось по подсудности. Таким образом, можно сделать вывод, что современные мировые судьи имеют мало общего с мировой юстицией 19 века. Решающими факторами такого различия являются экономические, политические и иные условия жизни, сложившиеся в пореформенной царской России и на сегодняшний день в Российской Федерации. Кроме того, различным является и законодательное регулирование деятельности мировых судей. 1.2 Мировые судьи в судебной системе современной России Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила правовые основы деятельности органов правосудия. Вместе с тем многие аспекты статуса судебной власти в Российской Федерации остаются малоисследованными. Так, требует своего определения и место института мировых судей в судебной системе России. При этом актуализируется проблема построения судебной власти Российской Федерации, прежде всего в контексте федеративного устройства государства. С принятием ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» к федеральным судам отнесли: Конституционный суд РФ; Верховный суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции: федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов. Как видно, практически все суды, начиная с районного уровня, стали федеральными органами судебной власти. В настоящее время институту мировых судей отведено место низшего звена (элемента) данной системы. Сегодня объективно необходимо упрочить позиции института мировых судей, внеся определенные изменения в федеральное законодательство в части статуса мировых судей, поставив их на одну ступень с федеральными судьями. Это позволит укрепить как авторитет судебной власти, так и убеждение граждан в законности, справедливости и обоснованности судебных решений, принимаемых мировыми судьями. В настоящее время в России вопрос выбора модели организации судебной власти применительно к распределению полномочий между центром и субъектами Федерации стоит достаточно остро. В связи с этим совокупность факторов, влияющих на формирование института мировых судей и анализ судебной системы субъектов РФ, позволяет вести речь о специфике российского судебного федерализма и особенностях взаимодействия федеральных судов и судов субъектов Федерации, в частности мировых судей. В зависимости от развития политических процессов в Российском государстве и обществе одним из направлений развития системы судов общей юрисдикции может стать ее формирование по смешанной или асимметричной модели. С нашей точки зрения, поскольку Россия в соответствии с Конституцией РФ является федеративным государством, то судебная власть в ней должна быть представлена на уровне ее субъектов посредством осуществления правосудия только конституционными (уставными) судами, а институт мировых судей необходимо отнести к судам федеральной системы с закреплением за ними права (как и в настоящее время) применять законодательство субъекта Федерации при отправлении правосудия. В настоящее время институт мировых судей выступает судом субъекта Федерации и одновременно занимает положение и статус суда общей юрисдикции. В связи с этим институт мировых судей следует охарактеризовать как специфический орган в системе судебной власти, который основывается на верховенстве Конституции РФ, доступности и быстроте судебного разбирательства, сочетающего в себе как общефедеральные интересы, так и региональные аспекты развития и интересы субъекта РФ. ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОГО СТАТУСА МИРОВЫХ СУДЕЙ В РОССИИ 2.1 Порядок назначения и прекращения полномочий мировых судей Применительно к обеспечению независимости мировых судей в Российской Федерации особого внимания заслуживают правовые гарантии в отношении первых двух критериев срока пребывания мировых судей в должности и порядка их назначения. Порядок назначения судей, исключающий влияние каких-либо сторонних факторов, является залогом обеспечения независимости судебной власти в любой правовой системе. Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет. В случае, если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи - 70 лет. В соответствии со ст. 13 Закона о статусе судей в РФ полномочия мировых и федеральных судей и отставка судей приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований: признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу; возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу; участие судьи в качестве кандидата в выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования, а также главы муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления. Приостановление полномочий судьи и отставки судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим - его семье заработной платы или уменьшение ее размера, а также не влечет снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности, установленных законодательством. Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям: письменное заявление судьи об отставке; неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи; письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам; достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком; прекращение гражданства Российской Федерации, приобретение гражданства иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи; избрание судьи Президентом Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, а также главой муниципального образования или выборным должностным лицом местного самоуправления; вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера; вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным; смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим; отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда, а также если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда. В случае отмены решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи или отмены состоявшегося о нем обвинительного приговора суда либо судебного решения, судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы. 2.2 Компетенция мировых судей в России Согласно действующему законодательству, мировые судьи рассматривают гражданские, уголовные и административные дела. Следует сказать, что на их долю приходится наибольшее количество дел. Так, статья 23 ГПК РФ определяет, что мировые судьи занимаются исключительно простыми конфликтами и спорами граждан. Основное условие подсудности мирового суда состоит в том, что исковые заявления по таким спорам должны быть поданы самостоятельно, без группировки в производство, относимое по подсудности к районному суду. Подсудность мирового судьи изменяется, если в ходе слушания был получен встречный иск, увеличился размер иска или сменился сам предмет иска. Тогда по закону мировой судья передает дело районному суду. А вот если подсудность поменяется уже в районном суде, районный судья вернуть дело мировому судье не вправе. Конфликты между судами о подсудности противоречат действующему законодательству. При подаче заявления мировому судье необходимо помнить о том, что сфера его деятельности направлена прежде всего на решение споров в области нарушенных норм семейного и имущественного законодательства. Также подсудность мирового судьи ограничена денежной суммой искового заявления. Поскольку всего один мировой судья охватывает целый участок (это может быть несколько улиц или даже кварталов), неизбежны случаи невозможности исполнения им своих обязанностей в силу оправдывающих его причин (судья может заболеть, уйти в отпуск и т.п.). Тогда подсудность мирового суда подлежит принятию мировым судьей, обслуживающим близлежащий участок этого же судебного района В ведении мирового судьи находятся такие дела граждан, как: Расторжение брака: заявление принимается мировым судьей, только если бывшие супруги не имеют конфликта, касающегося их несовершеннолетних детей – где они будут жить, какова должна быть сумма денег, выделяемая на их содержание, и пр. Раздел совместного имущества: стоимость такого имущества должна быть не более 50000 рублей (определяется данная стоимость самими супругами (конфликт может возникнуть не только в период брака, но и после его расторжения) Разнообразные имущественные конфликты: о праве собственности, о недействительности сделки, о наследстве, о долгах по коммунальным платежам и пр. Частные трудовые споры: трудящийся на предприятия человек имеет претензии к своему работодателю относительно условий и оплаты своего труда, кроме того, конфликт может случиться у работодателя и его бывшего работника, а также между человеком, желающим заключить трудовые отношения и потенциальным работодателем, нежелающим принимать этого человека (коллективные трудовые споры решаются только верховными судами). Особой проблемой при квалификации подсудности мирового судьи является передача некоторых дел, которые классифицируются по родовой подсудности, райсудами в ведение мирового судьи. Родовая подсудность при прослушивании дела мировым судьей может плавно перерасти в подсудность райсуду. Примером выступает ситуация, когда работник требует от работодателя компенсации за незаконное отстранение от работы, а затем, убедившись, что работодатель не хочет выполнять своего обещания добровольно предоставить ему прежнее место работы, подает новый иск о восстановлении на своем рабочем месте. Мировой судья вправе рассмотреть, прежде всего, это те требования, для которых достаточно будет судебного приказа. Они перечислены в ст. 122 ГПК РФ. В частности, судебный приказ может быть оформлен в отношении споров, вытекающих из простых и нотариальных договоров. Может быть выдан судебный приказ и в отношении ряда трудовых споров, но это уже тема для отдельной статьи. Оформляется судебный приказ и на алименты. Но это происходит при условии, если мужчина не оспаривает своего отцовства. К компетенции мирового судьи отнесены и гражданские дела, которые касаются имущественных притязаний (взыскание долга, возмещение ущерба и так далее), при условии, что оспариваемая сумма или ценность спорных вещей не превышает 50 тысяч рублей. Также к мировому судье можно обратиться тогда, когда на повестке дня стоит вопрос установления порядка пользования тем или иным имуществом (за исключением недвижимости). В то же время, мировой судья не вправе рассматривать споры о наследстве, а также дела, касающиеся интеллектуальной собственности. Может случиться так, что часть требований в иске может рассмотреть и мировой суд, но другую часть – только районный. В этом случае обращаться следует в районный суд. В основном, процедура подачи иска в адрес мирового судьи практически ничем не отличается от обращения в районный суд. Однако нужно в шапке правильно указать название судебного органа. Дальнейшее оформление иска имеет прежнюю структуру: указываются стороны, суть спора, а также предъявляемые требования и перечень приложений. Обычно по гражданским делам исковое заявление подается в мировой суд по адресу жительства ответчика. Поэтому к иску нужно приложить для него его копию, а также все другие материалы. Обращение к мировому судье с иском по гражданскому делу требует уплаты госпошлины. Она рассчитывается и уплачивается в общем порядке отдельно по имущественным и не имущественным требованиям. Как показывает практика, в среднем рассмотрение дела у мирового судьи, происходит один месяц (за исключением случаев с судебным приказом). Принятое им решение, если оно не устраивает одну из сторон, также можно обжаловать. Так, для апелляции на решение отводится один месяц. Адресуется она в районный суд по месту нахождения мирового судьи, но подается через мировой суд. Что же касается судебного приказа, то должник может подать заявление в адрес мирового судьи об его отмене. Сделать это необходимо в течение 10 дней с момента получения текста документа. В противном случае приказ превратится в исполнительный документ и может быть передан приставам. Многим известно, что ряд дел наряду с районными судами рассматривают и мировые судьи. Они рассматривают тот или иной спор по упрощенной процедуре. Соответственно, и сроки решения вопроса существенно упрощаются. Может мировой судья рассматривать и часть дел об административных правонарушениях. Соответствующие статьи перечислены в КоАП РФ. Как правило, это дела, связанные с мелкими административными правонарушениями. Например, мировые судьи уполномочены налагать штрафы за ряд нарушений правил дорожного движения. Помимо этого, мировые судьи выносят приговоры по уголовным делам. Но по не всем, а только по тем преступлениям, максимальное наказание за которые не превышает 3 года лишения свободы. Так же надо учесть, что УПК РФ предусматривает, что приговоры и постановления суда апелляционной инстанции могут быть обжалованы и опротестованы в вышестоящий суд в кассационном порядке. Таким образом, мировому судье подсудны: 1) дела частного обвинения, а именно дела о преступлениях, предусмотренных ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), 116 (побои), ч. 1 ст. 129 (клевета) и ст. 130 (оскорбление) УК РФ (ч. 2 ст. 203 УПК РФ); 2) некоторые уголовные дела о преступлениях небольшой тяжести, которые являются делами частно-публичного или публичного обвинения, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает трех лет лишения свободы. Таким образом, мировые судьи – это особый орган судебной системы РФ, который рассматривает различные категории дел, однако со своими особенностями и изъятиями. Мировой судья рассматривает всегда дела единолично. Это также является одной из особенностей данного вида судопроизводства. В остальном же ход судебного процесса в мировом суде подчиняется действующему законодательству. Мировые судьи рассматривают тот или иной спор по упрощенной процедуре. Соответственно, и сроки решения вопроса существенно упрощаются. Категории дел, которые рассматриваются мировыми судьями определен соответствующими статьями ГПК РФ, УПК РФ и КоАП РФ. Критерии отнесения дел к подсудности мировых судей определялись, в основном, категорией дела, предметом спора, объемом имущественных требований. При этом малозначительность и несложность дела определялась не только характером материального правоотношения и ценой иска, но и отсутствием факта пропуска срока защиты нарушенного права, а также стремлением сторон к примирении. В настоящее время нагрузка большинства мировых судей очень высокая и ее дальнейшее увеличение может привести к физической невозможности обеспечить нормальный доступ граждан к правосудию и своевременное рассмотрение дел. В большей степени это связано с подсудностью дел мировым судьям, поскольку вместо «малозначительных», несложных категорий до недавнего времени они рассматривали основную массу споров, вытекающих из гражданских, трудовых, семейных, земельных, наследственных и других правоотношений. Современный Федеральный Закон «О мировых судьях» не является столь гибким в определении родовой подсудности мировых судей и определяет сложность дела (в общем виде) либо тяжестью наказания (уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы) либо ценой иска (гражданские дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей) с некоторыми дополнениями. ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА МИРОВЫХ СУДЕЙ В РОССИИ 3.1 Коррупционные риски в нормативно-правовом регулировании правового статуса мировых судей в России Федеральный закон «О противодействии коррупции» неоднократно упоминает о том, что принцип независимости судей и невмешательства в судебную деятельность должен неукоснительно соблюдаться всеми субъектами права. Бесспорно, что современный отечественный законодатель, а также любые субъекты, обладающие полномочиями по проведению антикоррупционной экспертизы, особенно пристально должны относиться к содержанию нормативно-правовых актов, прямо или косвенно затрагивающих отдельные вопросы функционирования судебной системы. Как известно, статья 120 Конституции РФ провозглашает принцип независимости судей и подчинения их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Статья 2 Закона «О статусе судей» говорит о единстве статуса судьи в Российской Федерации. Названный Закон, однако, упоминает о возможности существования особенностей правового положения у некоторых категорий судей, которые определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов Российской Федерации. Указанные положения не согласуются с федеральным законодательством о мировых судьях, позволяют говорить о наличии коррупционных рисков в законодательстве о мировых судьях. Как известно, Федеральный Закон «О мировых судьях в Российской Федерации» содержит базовые, рамочные положения и требует конкретизации на уровне законодательства субъектов. Одна из таких норм, предоставляющих альтернативные возможности региональному законодателю, закреплена в статье 6 Закона и касается процедур назначения мирового судьи на должность. Субъекты РФ обладают правом выбора: назначать мировых судей на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, либо избирать на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. В современной доктрине существуют различные точки зрения на закрепленные Законом «О мировых судах в Российской Федерации» способы наделения мировых судей полномочиями. Многие теоретики и практики считают, что избрание мировых судей населением судебного участка является более демократичной процедурой, поскольку только избрание мирового судьи населением сможет обеспечить его авторитет среди населения и независимость от местных органов власти. Согласно другой, наиболее распространенной точке зрения, возможность выбора мирового судьи идет в разрез в общим принципом единства судейского статуса, а, кроме того, отсутствуют прямые связи между выборностью мирового судьи и качеством отправляемого им правосудия, независимостью и объективностью самого мирового судьи. С позиции элементарной практичности в сложившемся правовом поле такой способ является наиболее приемлемым. Ведь в настоящее время выборы мировых судей будут являться слишком дорогой процедурой для большинства субъектов Российской Федерации. Безусловно, преимуществами порядка назначения является отсутствие материальных затрат и непродолжительность срока, в течение которого формируется корпус мировых судей. Сторонники избрания мировых судей населением отмечают, что только при избрании можно гарантировать принцип независимости судей от представительного органа субъекта Федерации. Однако, при законодательном закреплении выборов судей населением участка, мировой судья вовлекается в несвойственную для него процедуру предвыборной агитации, политическую борьбу. Ведь для того, чтобы получить доверие и поддержку населения, кандидату на должность мирового судьи необходимо будет каким-то образом провести «рекламную акцию» непосредственно для населения, публично представить свои личные и деловые качества. Такая организация будет ставить мирового судью в зависимое положение, но уже не от орг....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Правовые нормы и правоприменительная практика, регламентирующие порядок признания юридического лица банкротом
- Определение понятия работника как субъекта трудового права, изучение правового статуса, рассмотрение вопросов его реализации
- Теоретико-правовые основы международно-правового статуса Единого экономического пространства (ЕЭП) как региональной международной интеграции